Aksalin
21.09.09 Житие Александра Невского (перевод И.П. Еремина)

Автором повести был, вероятно, книжник из окружения владимирского митрополита Кирилла, пришедшего из Галицко-Волынской Руси в 1246 году, поэтому в повести отражены сложившиеся литературные традиции Юго-Запада и Северо-Востока Руси. Автор, сообщает, лично знал Александра Невского и был свидетелем его деяний. Принято считать, что написана повесть не позднее 80-х годов XIII века в монастыре Рождества Богородицы во Владимире, где был погребён князь Александр Невский. По предположению академика Д. С. Лихачёва, в создании произведения принимал участие митрополит Кирилл. Краткие рассказы об основных, с точки зрения автора, эпизодах из жизни Александра (битвы на Неве и Чудском озере, дипломатические отношения с папой римским и Ордой), которые воссоздают героический образ князя-воина, доблестного полководца и мудрого политика. Жизнеописание князя автор строит как житие. В соответствии с канонами жанра в предисловии он называет себя «худым», «многогрешным», «мало смыслящим», рассказ о жизни Александра начинает, как и подобает в житии, с сообщения о его рождении от благочестивых родителей. Все повествование насыщено библейскими цитатами и аналогиями; сравнения с Самсоном, Соломоном, Иосифом Прекрасным, Давидом, Иисусом Навином, Езекией подчеркивают вечный, вневременной характер деятельности Александра. Автор постоянно напоминает о небесном покровительстве князю, подчеркивает благочестивость Александра, вкладывает в его уста молитвы и обращения к богу. Александр – сын великого князя Ярослава Всеволодовича и княгини Феодосии, внук великого князя Всеволода III Большое Гнездо. Учитывая угрозу наступления шведских рыцарей, построил укрепления на р.Шелони. 15 июля 1240 сразился со шведами, когда те, помышляя о господстве над Новгородом, дошли на кораблях до устья р. Ижоры, впадающей в Неву. В этой битве, получившей имя «Невской» и давшей Александру его прозвище, иноземцы во главе с зятем шведского короля Биргером потерпели сокрушительное поражение, причем сам Александр ранил Биргера в лицо копьем. Согласно житию князя, ижорский старейшина Пелгуй увидел на рассвете перед битвой ладью со святыми Борисом и Глебом, приплывшими помочь. «Нашли множество побитых архангелом божиим»; «видели мы на небе полк божий, пришедший на помощь» (это уже о битве на Чудском озере). В последующие годы Александр не раз отражал набеги литовцев и шведов, закрепляя русские притязания на финские земли. Решительно отклонил в 1249 предложение папы Иннокентия IV перейти в католичество. Завершается первоначальная редакция описанием кончины князя и чуда с прощальной грамотой.
21.09.09 Из Слова о законе и благодати Илариона (перевод Л.А. Дмитриева; по хрестоматии)
Написано между 1037-1050 гг. первым русским митрополитом Иларионом, поставленным на киевскую митрополию Ярославом Мудрым в 1051 г. По форме изложения Слово о законе и благодати представляет собой проповедь, по содержанию - историко-богословско-политический трактат, в котором излагается история христианства на Руси. Иларион прославляет Русь и возвеличивает её князей - покровителей христианства. Композиционно Слово состоит из трёх частей. В первой части Иларион развивает идею о двух состояниях, которые проходит человечество: язычества и христианства. Во второй части речь идёт о преимуществе для Руси благодати перед идольским мраком. В третьей части Иларион с ориентацией на канонизацию прославляет князя Владимира Святославича, в крещении Василия - первого просветителя Руси, приобщившего её к благодати. «Владимира, внука старого Игоря, сына же славного Святослава, которые, в свое время владычествуя, мужеством и храбростью прославились во многих странах, их победы и силу вспоминают и поныне и славят». «И воссиял разум в сердце его, так что уразумел он суету идольского заблуждения и обратился к единому Богу». Факты о крещении Владимира и Руси достаточно достоверны. Воздаёт он хвалу и Ярославу Мудрому, в крещению Георгию, способствовавшему процветанию и просвещению Руси.
21.09.09 Слово о погибели русской земли (перевод И.П. Еремина)

Слово о погибели Русской земли — отрывок полностью не сохранившегося произведения, посвященного татаро-монгольскому нашествию на Русь. Отрывок этот дошел до нас в двух списках, при этом не как самостоятельный текст, а как введение к первой редакции Повести о житии Александра Невского. Однако сравнение стиля Слова со стилем Повести о житии свидетельствует о независимости этих произведений и о разном времени их возникновения. Автор неизвестен. Время написания «Слова» датируется периодом с 1238 по 1246 г. («нынешний Ярослав» умер в 1246 г.). Описание в «Слове» величия и могущества Русской земли предшествовало не сохранившемуся рассказу о нашествии Батыя. «А теперь беда приключилась христианам, от великого Ярослава и до Владимира, и до нынешнего Ярослава, и до брата его Юрия, князя владимирского». Упоминаются Владимир Мономах, Всеволод.
21.09.09 Из Сказания о Мамаевом побоище (перевод В.В. Колесова; по хрестоматии)

Автор неизвестен. Сказание о Мамаевом побоище — литературное произведение XV в. об исторических событиях Куликовской битвы. В Сказании повествуется о небесных видениях, предвещавших победу русского народа, приводится множество интересных подробностей этого события, в числе которых посольство Захария Тютчева к Мамаю. Наряду с исторически достоверными фактами (маршрут движения русского войска из Москвы через Коломну на Куликово поле, перечисление князей и воевод, участвовавших в сражении, рассказ о действиях Засадного полка) содержит и некоторые легендарные эпизоды. Оно обладает четким сюжетом, кульминация которого — действия засадного полка под предводительством князя Владимира Андреевича. Воинская тема обусловила обращение к устным преданиям, эпосу. Один из таких эпических рассказов — ворожба воеводы Дмитрия Волынца перед боем. «Услышал я землю, рыдающую двояко: одна сторона, точно какая-то женщина, громко рыдает о детях своих на чужом языке, другая же сторона, точно какая-то дева, вдруг вскрикнула громко печальным голосом, так что горестно слышать очень … твоего христолюбивого войска много падет, но, однако, твой верх, твоя слава будет». Послание преподобного старца игумена Сергия князю Димитрию Донскому на поле Куликово. Поединок монаха Александра Пересвета со злым печенегом.

@темы: Русская литература. Читательский дневник., молекулы Вселенной, музейное дело